История возникновения вышивания и значение оберегов

Каждое доброе дело имеет историю, а красота -древние корни. Это закономерность, а в ней закодирован целый мир, видение и осмысление, связь человека с окружающим миром. В прежние времена чудом было все: восход и заход солнца, смена дня и ночи, дождь и снег, и теплый ветер. Каждому явлению люди приписывали магические силы. К добрым обращались за советом, от злых защищались. Чтобы помощь была сильной, зашифровывали её в яркие символы. В результате родилось вышивание нитками.

Возникновение и развитие вышивки

История появления этого искусства теряется в веках, и не дает точного ответа в датах и цифрах. Да и неважно сейчас, когда человеку впервые взбрела в голову идея вдеть в отверстия рыбной кости крепкое травянистое волокно вьющегося растения или скрученную в пальцах шерсть.Вышивка будоражит умы, а ее история бесконечна. Свидетельство того – сегодняшние склоненные головы над пяльцами и полотном, и древние находки с элементами вышивки. Вот прекрасно сохранившиеся части великолепного убранства, обнаруженные на территории Древнего Китая – золотые и волосяные нити на тончайшем шелке. Этот вышитый артефакт, созданный в V веке до нашей эры, и сегодня поражает изяществом. А чего стоит одежда богатой сарматки, которую отыскали в Соколовской могиле Николаевской области! Пурпурная вышивка на золотом шитье дошла до нас из первого столетья. А наряд захороненного мужчины из Мартыновского клада, с вышитым широким геометрическим орнаментом на груди его посмертного убранства, это VI столетье…

Семидесятиметровый «Ковер из Байе»

Пришли к нам и свидетельства искусства вышивальщиц из давних времен. Один из них – семидесятиметровый ковер с изображением множества различных животных, воинов при полной амуниции, и кораблей. Изготовлено это монументальное полотно в конце XI-начале XII веков, а сохранилось до нашего времени!
Еще один шикарный образец искусного вышивания, известный с XV века ковер, с потрясающе ярким изображением кремлевских крестных ходов, выполненный руками жены московского самодержца Ивана III – Еленой Волошанкой. Была она дочерью Штефана Великого — молдавского господаря и княжны киевской Евдокии Олелькович (и как утверждают этнографы, она стала прообразом сказочной Елены Премудрой или Прекрасной – красавицы и искусницы. Царь Иван привез ее в столицу из тридевятого царства дальнего государства). Истинно королевская работа, многие века украшающая стены обители.

Да что говорить, даже в Библии упоминается о вышивке! И в 22-м, и в 24-м стихах 38-й главы Исхода можно подробно ознакомиться, как потомок Данова — Аголиав делал для знати нарядные хитоны, головные повязки и нижние платья из тонкого льна. Он вышивал их голубыми, золотыми, пурпурными нитями. В Священном Писании сказано, что Аголиав искусно владел мастерством вышивания.

Всесильный оберег

Мокошь (Макошь) — древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага,в ее ведении находится такое ремесло, как прядение

Мокошь, это древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага. Она заведовала мастерством прядения.
В Китае вышиванием могли заниматься избранные, а одежды носили аристократы и знать. На Руси каждая девочка делала свой первый стежок в три года. Рукоделие было возможностью заявить о своих надеждах тому, кому поклонялись люди в древности. С возрастанием мастерства девушки увеличивалась и сила послания, которые славяне адресовали покровителям и защитникам. Каждый штрих на полотне имел сакральное значение. Вышитые узоры для предков были пентаграммой, где в каждом символе – целая история. Изображая ромб с точкой посредине, вышивальщица обращалась к Мокоши, женскому божеству, Богине Судьбы. Она символизировала единство с предками, достаток, землю, домашний уют и благополучие. Вышивая восьмиконечную звезду, обращались к Оку Рода. Значение и важность оберега были сильнейшими, и заключали в себе милость всевышнего. Чем искуснее вышивальщица изображала желаемое, тем добрее становились боги к ней и тому человеку, который носил вышитые вещи.

Древняя славянская обережная вышивка на одежде

Сильнейшим оберегом считалась вышивка крестом. Такая форма символизировала силу четырех стихий, раскинутые в защитном жесте руки, противостояние злым духам, женскую любовь и мужское начало. Умелая мастерица знала, как правильно вышивать крестом, чтобы судьба была благосклонной. Каждое движение имело определенное значение. Первый стежок обязательно накладывался влево, открывая женское начало, материнскую защитную энергетику, второй – вправо, призывая мужскую силу. Когда вышивальщица хотела создать мощный оберег, она старалась выполнить всю работу за один раз – в промежутке от восхода до заката солнца. Считалось, что даже черная магия не проникнет через такую чистую защиту. Наши предки придавали большое значение мелочам. Вышивание было для них не только ремеслом ради удовольствия и отдыха.

История вышивки крестом

Начинается она с легенды об императоре Константине. Он ехал к противнику и соправителю Максимилиану – в Рим. Задумавшись о своей дальнейшей судьбе, он увидел в небе изображение креста, и надпись: «сим победишь». Значение этого видения император истолковал, как божественное послание. Он сделал увиденный символ своей личной эмблемой, и поместил его на место орла, что до той поры красовался на его штандартах. Победив коварного врага, Константин окончательно уверился в силе христианского бога. Он запретил гонения на учеников Христа, приказал использовать непобедимую символику во всех церемониальных торжествах и в украшении одежды. Ризы церковнослужителей разрешалось вышивать только крестом. Искусство стало обязанностью тех, кто назвал себя Христовыми Невестами и Слугами Бога – обитателей монастырей.

Церковная вышивка

Вышивка с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений

С  легкой руки императора Константина вышивка стала украшать одежды священнослужителей и убранство алтаря. В храме Божьем появились символы со значением чистоты, любви и возрождения. Знак праведной жизни, это цветок, что пророс из слез Евы, когда она покидала рай. Вышивка с изображением голубя трактуется как прощение Господом грехов. Бабочка – воскресение заблудшей души.

Искусные мастерицы стали вышивать образа, так с греческого переводится слово «икона». Толчком для появления рукоделия стала потребность в мобильности воинов Христа, каждый из которых брал в поход икону. Деревянные образа затрудняли и отягощали движения, а их точная вышитая копия была практически невесомой.

Церковные символы вышивать довольно сложно. Послушницы и монахини использовали лицевое шитье. Каждый раз, протыкая иглой полотно, они обязательно шептали: «Господи!», а возвращая её с изнанки: «Помилуй!». Рукоделие сопровождалось чтением книги Ветхого Завета и жития святых. При соблюдении этих условий вышитое полотно приобретало благость, что должна даровать икона для истинно верующих и молящихся.

Потом к лицевому шитью добавился мельчайший бисер, которым украшали облачение святых и оклад иконы.

Сегодня вышивать иконы могут все, кто мастерски владеет иглой, и не только лицевым шитьем. Разрешается и не канонический, но такой символический, обладающий силой магической защиты крест. Лучше делать это после проведения определенных обрядов: причастия, благословения батюшки, прочтения молитвы. Тогда значение работы будет нести благостный характер.

Святая Варвара, покровительница вышивальщиц

Святая Великомученица Варвара — покровительница вышивальщиц

Как у древних славян Мокошь считалась женским божеством, так и у православных христиан есть покровительница, Варвара. Её именины отмечаются 17 декабря. Это день вышивальщицы. Существует легенда, что святая великомученица, став Христовой Невестой, была столь искусна, что вышивать ризы Иисуса доверяли ей. В её день нельзя стирать, шить, или по хозяйству управляться. Зато в день вышивальщицы можно и нужно программировать судьбу, призывая святую в помощь – вышивать. Считали, что если в этот момент приняться за вышивание свадебного рушника или сорочки в подарок суженому, замужество будет благополучным.

Благоговела Варвара к тем, кто делает правильные свадебные рушники, а не просто «рисует» на них узоры. Каноническое исполнение: аккуратная вышивка на сплошном пятиметровом полотне, где выполняется «плюс», правый мужской конец, и «минус», женская левая сторона. Работать нужно одной иглой, не меняя её от начала до конца, шелковыми или шерстяными нитями. Иначе значение теряется, как и волшебная сила.

Стихи о вышивке

Веками хранит народ свои добрые традиции, приумножая их историю. А о том, что люди любят, чтят, ценят, чем восхищаются и восторгаются, они обычно пишут стихи и песни. Это изюминка нашего народа: красиво о красивом. Такая поэзия бывает патриотичной:

Держу старинный вышитый рушник.

Он, как живой, прильнул ко мне доверчиво.

На нем – душа, вплетенная в цветы,

Душа народа – образы из вечности.

В каждом стихотворении о вышивке звучит признание в любви волшебному искусству, что со дня своего возникновения радует ярким узором жизни и сегодня. Вот, например, такие слова:

Уже кукушка правнукам кует,

А хмель с калиной, словно вновь родился.

Живут они на вышивке моей,

Как посмотрю – так заново родился.

Хмель, калина – старинные атрибуты защиты славянской культуры. Не теряя красоты и значимости, они прекрасно уживаются в колорите современности.

И крестику есть место в стихах о вышивке:

Ласкаю диво дивное из песен:

Так крестик вышит —

Щедро-щедро вьется.

Седеет за окошком серый вечер,

Мне ж мамина сорочка улыбнется.

Сочинения о вышивке популярны и на форумах вышивальщиц. Современные искусницы прославляют древнее магическое волшебство, и продолжают писать историю вышивки.

Видео: история вышивания крестом и золотом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015-2017 Копирование материалов разрешено только с указанием активной и не закрытой от индекса ссылки на сайт https://vnitkah.ru