Старинная вышивка орловский спис, значение и описание
Орловский спис, это старинная вышивка, территориально относящаяся к Русским землям, конкретнее к городу Орлу, как это видно из ее названия. Она традиционно выполнялась в Орловской губернии еще с тех времен, когда там проживали племена вятичей. Распространенными в ней являются древние языческие символы. Эти знаки служили оберегом для людей, поэтому сегодня сюжетная линия вышивки считается охранительной.
Орловский спис – особенности вышивки
В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется восемнадцатым веком. На них присутствуют ромбы, кресты, птицы и другие магические символы. Контуры композиции имеют окантовку в виде разных швов, как стебельчатый и тамбурный. Внутреннее заполнение выполнено техникой «набор», счетным швом, похожим на счетную гладь. Мастерицы дополняли внутренний рисунок по своему усмотрению, изобретая все новые варианты. Названия наполнений (бранок), звучат выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».
В этой старинной вышивке преобладают оттенки красного, реже синего цвета. В хх веке спектр расширился за счет желтого, зеленого и черного. Красно синее сочетание имеет глубокий смысл. Красный символизирует жизнь, а синий обозначает небо и воду. Необычно и название вышивки. Есть вероятность, что Орловские мастерицы списывали свои сказочные мотивы с морозных узоров на окнах, когда вышивали зимними вечерами.
По другой версии спис появился, как продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также стебельчатый рисунок и неравномерность заполнения фигур. Особенность списа заключается в многоликости. Поражает многообразие форм, символов, разных фигур и очертаний животных.
«Набор» или техника заполнения внутри контура
Для выполнения швов, называемых счетными, необходима структура ткани с равномерным переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет стежков соответствует счету тканевых нитей. Техника «набор», это двухстороннее скорое шитье. Рекомендуется выполнять его швом «вперед иголку» по счету нитей, с учетом узора. Рабочую нить проводят непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном направлениях, от одного конца работы до другого, и обратно. По счету нитей ткани осуществляется также поочередный переход на лицевую и изнаночную сторону. На изнанке работы получается негатив узора. В результате рисунок «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или горизонтальных стежков, уложенных через одну или две нити.
Бранки
Термин «бранки» тесно связан со старинным списом. Очертания этой вышивки многообразны. Это геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются в несколько сложений нитью темного цвета. Внутренняя часть контура заполняется мелким орнаментом, то есть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.
Бранки бывают простыми, составными и сложными.
Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.
Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.
Сложные бранки. Это стежки с промежутками, различные по длине, и формирующие разный рисунок.
Орловский старинный спис с древних времен вышивали на досточках бральницах. С их помощью на канве считали нити основы. Спис шьют мелкими стежками, подсчитывая нитки полотна. Стежки образуют бранки. Геометрические узоры бранок постепенно заполняют линии контура. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.
Сюжеты и мотивы вышивки Орловский спис
Самые известные старинные сюжетные линии, это:
- древо жизни;
- птица-пава;
- древо;
- лягушка;
- двуглавый орел.
Основной мотив, первый из перечисленных. В древности элементы растений символизировали понятие жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, солнечные знаки.
Птица счастья имеет небольшую голову, веерообразный хвост, и поднятое вверх крыло. Подобные изображения птиц есть на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в древность.
Обязательным и завершающим элементом является кайма. Она придает вышивке законченность, и является оберегом. Кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Присутствуют также вьюнки, звезды и ромбы.
В последние годы старинное рукоделие стало возрождаться, и снова вошло в моду. Вышивка, как и другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают богатый опыт молодым, которые изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику списа, являясь продолжателями древних традиций.