Мастер класс по объемной вышивке в технике бути и трапунто
Вышивальщиц давно манит и привлекает старинный и великолепный вид вышивки, который носит название бути (бутис). Почти всегда такую вышивку выполняют совместно с другой, называемой трапунто. От комбинации двух техник, бути и трапунто, рождаются великолепные полотна с выпуклыми узорами, которые заполняются мягким наполнителем. Узор получается нежный и величественный, отлично подходящий для покрывал, наволочек, ковров и одежды. Эта техника датируется началом 17 века. Появилась она в Италии, а к 18 веку распространилась до Соединенных Штатов Америки, где продолжает быть известной и популярной до наших дней. Техника бути применялась не только в Италии и Америке, но и на юге Франции.
Распространение ее в разных странах объясняется тем, что даже простейшие узоры и мотивы вышивки бути выглядят царственно и изысканно. Вышивать техникой бути непросто, это очень кропотливый труд, который требует выдержки и упорства. Эта техника представляет собой шов вперед иголку, выполняемый по белой ткани, сложенной в два слоя. Нить для этой вышивки берут исключительно белого цвета. Узор бути нужно вышивать, как систему замкнутых линий.
Техника бути
Первый и главный урок вышивки бути заключается в том, что после завершения контурных линий, пустое пространство между ними заполняют толстыми нитками белого цвета. В результате вышивка приобретает объем.
Второй и не менее важный урок для приобретения навыков в технике бути заключается в следующем. Вначале соединенные вместе два слоя белой ткани простегиваются мелкими стежками из белых ниток по контуру мотива. После этого с изнаночной стороны ткани внутри узора делают небольшой прокол иглой, и через него проводят набивку шнуром между слоями ткани. Как видите, техника бути состоит не только в том, чтобы вышивать, но включает и другие приемы. Если вышивка бути выполняется на не очень плотной ткани, такой как атлас, то можно вполне обойтись без разреза. В этом случае вышивка бути требует такой операции: раздвигают нитки ткани длинной тупой иголкой и вводят нити набивки (шерстяную или хлопковую нить). Самое главное, что набивка должна полностью совпадать по цвету с самой тканью.
При такой технике, вышивка бути выглядит одинаково, как с лицевой стороны, так и с изнаночной.
Мастер класс техники бути плюс трапунто
Необходимо приготовить:
- Ткань (хлопок);
- Нитки для стежки (хлопковые Мадейра);
- Объемная пряжа для набивки(50% шерсть и 50%акрил);
- Тупая игла (для протаскивания пряжи);
- Пинцет;
- Ножницы.
Наша ткань имеет форму квадрата со стороной 50 см. На верхнее полотно необходимо перевести рисунок. Это можно сделать при помощи стекла и подсветки снизу. Нанесем рисунок на ткань маркером. Необходимо взять такой маркер, который смывается при стирке. А теперь сложим лицо и изнанку, и сметаем их вместе. После этого начинаем стегать мелкими стежками(1-1,50мм). Вышивать техникой бути замкнутый контур мотива, это самое трудоемкое и затратное по времени дело. Но сама вышивка того стоит, и результат порадует вас и всех ваших близких.
Когда эта операция закончена, необходимо удалить рисунок. Для этого нужно смочить водой нашу вышивку бути, высушить и отутюжить ее. Стежка должна быть такой, чтобы лицевая и изнаночная стороны работы были одинаковыми. Этот нюанс хорошо заметен на видео. Для полного эффекта, который может дать мастер-класс, просмотр такого видео очень желателен.
Следующая часть работы над вышивкой бути заключается в создании рельефа. Рельеф это самая главная отличительная черта вышивки бути. Для набивки нитками длинных линий, пользуемся тупой иглой с большим и длинным ушком, чтобы можно было вдеть толстую нитку. Игла должна быть не острой, иначе она будет цеплять ткань при протяжке. Можно взять специальную гобеленовую иглу. Делаем входное отверстие нашей толстой иголкой. Не нужно никаких разрезов, просто раздвинем нити ткани. Благодаря этой операции пряжа легко пройдет сквозь ткань. Секрет техники бути, когда все делают без разрезов, и лицо с изнанкой получаются одинаковыми. Нить пряжи можно продевать в один слой, а можно сложить вдвое. Все зависит от того, насколько выпуклое изделие вы хотите получить.
Кончик нити заправим в дырочку пинцетом, а саму дырочку аккуратно приводим в порядок иглой. Пряжу продергиваем в каждый наш стебелек, а затем набиваем те элементы, которые крупнее. Но набивка крупных элементов относится к технике трапунто, а не к технике бути. Трапунто в своем первоначальном старинном варианте похоже на бути. Отличались они только тем, что в технике трапунто для проталкивания набивки делался надрез, который в конце зашивался. В этом случае изнанка вышивки получалась не совсем идеально. Сейчас принято набивать без разреза, но проталкивать набивку с помощью тонкого пинцета, а не иголки. В этом случае изнанка трапунто становится такой же, как изнанка бути. Набивать пряжу в проделанную иголкой или шилом дырочку нужно до тех пор, пока это возможно. Затем расправляем пряжу иглой и продолжаем набивку. И таким образом действуем до самого конца, пока не закончим заполнение элемента.
Мотивы для вышивки бути берут из повседневной жизни. Это могут быть разные цветы или растения. После того, как мотивы простеганы, их набивают шнуром из хлопка. Главное отличие техники бути в том, что образцы являются двусторонними и одинаково красиво смотрятся как с лица, так и с изнанки. Фоновый узор этой техники представляет собой простеганный контур, заполненный шнуром, и расположенный по диагонали полотна. Данный узор называют «вермишелью». Царственно красивые образцы провансальского бути принято изготавливать из тонких хлопковых тканей типа батист, или тончайшего льна. Поэтому на просвет такие изделия выглядят контрастно. В них набитые узоры составляют контраст прозрачной основе изделия.
Техника Марсельское пике
А теперь разберемся с техникой Марсельское пике. Это великолепная разновидность бути. Единственный недостаток изделия, выполненного в этой технике, состоит в его тяжести. Оно не просвечивает на свет, так как выполняется в три слоя ткани. Первый слой хлопчатобумажный, второй из синтепона, нижний слой изготавливали из подкладочной ткани. Простегиваются такие работы более длинными стежками, чем в технике бути. Имеются различия также и в мотивах двух разновидностей. Мотивы Марсельского пике в основном геометрические. Обычно мастерицы из Франции работают в технике Марсельского пике, используя индийские печатные ситцы. Но это может быть и простая белая ткань. В этой технике изготавливают как одежду, так покрывала и мебельные чехлы.
Трапунто
Еще одним близким подобием вышивки бути является Итальянское трапунто. Мы с вами уже вкратце упоминали об этой технике. Дополним немного наши знания. В этой технике используется два слоя ткани, как и в технике бути. Но в отличие от нее, трапунто является односторонним. Изнанка сильно отличается от лицевой стороны, потому что на ней производят надрезы для набивки вышитых элементов. После набивки надрезы закрывают маленькими стежками. Иногда трапунто выполняют как верхний слой изделия, а затем его соединяют с ватином и подкладкой. Далее простегивают все слои вместе, как в технике Марсельское пике. Такое увеличение количества слоев приводит соответственно к увеличению объема изделия, выполненного в технике трапунто.
Настоящие мастера могут с успехом сочетать все эти техники, получая великолепные произведения искусства, где неповторима каждая мелочь. Особенно высоко ценятся работы, выполненные исключительно вручную. Но машинная вышивка бути, пике и трапунто также очень популярна, так как ускоряет и оптимизирует процесс вышивания.